Хорошо ли, когда подчиненные становятся вашими друзьями?


Что лучше: дружить с подчиненными или изображать из себя неприступного начальника? «Я пришла в отдел около месяца назад, - рассказывает маркетолог Марина Добровольская. - На прошлом месте работы начальство активно пропагандировало конкуренцию между сотрудниками, и все мы только и думали о том, как бы обогнать напарника и выслужиться перед руководством. Босс подчиненных к себе и близко не подпускал, а все задания передавал по электронной почте или в крайнем случае через меня - я работала его заместителем. Оказавшись на новом месте и в новой для себя руководящей позиции, я поняла, что никоим образом не хочу повторять прошлый опыт. Поэтому я сразу объявила подчиненным, что всегда открыта для разговора и готова выслушать их предложения в любое время».

В первую же пятницу девушка пригласила сотрудников своего отдела в кафе, чтобы пообщаться и познакомиться поближе. По ее словам, вечер прошел просто замечательно. «Сначала было немного неловко, но потом все расслабились: шутили, вспоминали корпоративные байки, - рассказывает Марина. - После этого я взяла за правило организовывать такие встречи каждую неделю. Сейчас все идет замечательно, подчиненные настроены ко мне крайне благожелательно, но я начинаю беспокоиться. Не слишком ли демократично я себя веду? Ведь дружба с подопечными может выйти мне боком, и кто знает - быть может, со временем они просто сядут мне на шею. Стоит ли мне прекратить сближение с подчиненными, пока это еще возможно, или продолжать играть роль доброго начальника?»

    «Забудьте о дружбе с подчиненными»

Анна Мухина, руководитель отдела карьерного консультирования центра «Гуманитарные технологии»:

- Я бы предложила героине остановиться. Все хорошо в меру. Не дружить с сотрудниками - еще не значит быть цербером и общаться с работниками исключительно через своего заместителя. Надо отметить, что тип личности очень сильно влияет на стиль руководства. Видимо, на прошлом месте работы Марина трудилась под управлением интроверта - человека некоммуникабельного, который наверняка вел себя таким образом и за пределами офиса.

Совершенно противоположных взглядов на стиль руководства будет придерживаться человек, легко идущий на контакт. Таким людям интересно, чем живут их сослуживцы, они любят общаться с другими сотрудниками и считают, что их принципы взаимодействия с окружающими наиболее подходят для руководящей должности.

У сдержанного стиля управления есть свои плюсы. Например, в кризисное время некоторые проблемы можно решить быстрее, придерживаясь жесткого стиля руководства.

Но в любом случае о дружбе с подчиненными и речи быть не может. Героине нужно понимать, с какими сложностями ей придется столкнуться. У одного заболел близкий родственник, второму срочно нужно отвести ребенка в детский сад, третий страдает от зубной боли - и все просят об отгуле. Без давления на руководящей позиции обойтись просто невозможно. Держать дистанцию - еще не значит отказываться от общения с подчиненными. Хорошие отношения в коллективе и панибратство - не одно и то же. Даже на корпоративных вечеринках руководителю нельзя расслабляться: начальник должен постоянно защищать свою территорию. Такого руководителя сотрудники уважают гораздо больше.

Важно показать, что вы открыты для новых идей и предложений, но переходить эту тонкую грань не стоит. Лидерство невозможно без некоего ореола таинственности и, если хотите, «божественного предназначения». Если подчиненные не будут считать, что руководитель немножко умнее, лучше и выше их, начальнику придется несладко.

    Ни в коем случае не нужно рассказывать о своих личных проблемах другим сотрудникам.

Совместные традиции, как, например, пятничные походы в кафе, вполне допустимы. Главное - правильно себя вести: это не те люди, с которыми вы можете расслабиться, напиться и позволить себе лишнего. Не насаждайте культ недосягаемости - идите на контакт, демонстрируйте доброжелательное отношение, но о дружбе с подчиненными забудьте.
«Героиня находится на правильном пути»

Тимур Соколов, управляющий партнер компании ClubConsult:

- Я считаю, что героиня делает все правильно и должна продолжать следовать выбранной политике. Здесь разговор следует начать с вопроса о том, что такое дружба. Во-первых, это партнерство и взаимовыручка. Это не роль хорошего начальника, как говорит автор письма, а такие взаимоотношения, при которых люди могут поделиться своим видением и выслушать аргументы друг друга. Дружба - это общие цели и интересы. На мой взгляд, все эти вещи вписываются в концепцию управления нашей героини.

Формула успеха для меня выглядит следующим образом: ситуация плюс реакция равно последствие. Очевидно, что, если есть ситуация, которая меня не устраивает, нужно менять реакцию. Какие реакции я буду выбирать, такие последствия я и получу. Если я буду лидером и наставником, то в итоге возглавлю сплоченный коллектив единомышленников, объединенных общей целью и способных добиться успеха. Если я выбираю другие реакции и инструменты, то останусь с группой людей, предпочитающих сплетничать, а не работать. Если сейчас ситуация нравится и вам, и вашим подчиненным, зачем менять стиль руководства?

В подтверждение вышеописанной формулы хотел бы напомнить теорию классика коучинга Томаса Леонарда. Согласно его взглядам успешность человека определяется знаниями (10%), образом мышления (40%), но в большей степени окружением. Поэтому героиня, окружая себя людьми с правильным образом мышления, находится на верном пути. Конкуренция же зачастую только приводит к конфликтам.

Я не вижу негативных последствий дружбы, если мы говорим об адекватных людях. Подчиненные должны здраво оценивать ситуацию и понимать, что любую задачу следует выполнять правильно, прилагая для этого максимум усилий.

Источник: trud.ru