Почему высокая зарплата не всегда удерживает хорошего сотрудника?
Способные работники ориентированы на профессиональный рост. Высокий профессионализм неотделим от постоянного самосовершенствования. И если сотрудник не имеет возможности развиваться, он увольняется, а компании теряет ценного работника. Чтобы предотвратить это, руководство компании должно уделять особое внимание профессиональному и карьерному росту сотрудников.
Развитие как мотивация
Если вы, будучи руководителем, не думаете об обучении и профессиональном росте своих подчиненных, то они или уходят в другие компании, или разочаровываются в вас и теряют всякий интерес к работе – а, следовательно, и работают спустя рукава. Для талантливого работника высокая зарплата не может долго служить компенсацией невозможности реализовывать свой потенциал. Расширение своих компетенций, развитие способностей, приобретение новых навыков – всё это является сильнейшими факторами мотивации для способного сотрудника.
Нагрузка на современных руководителей огромна, поэтому им редко удается выкроить время на общение с сотрудниками для выяснения их ожиданий и настроений. Разговоры на эти темы - не пустая формальность, а эффективное средство заблаговременного выявления неудовлетворенности лучших сотрудников своим ростом, которое рано или поздно приведет к их уходу.
После того, как человек внутренне уже решил, что на данной работе у него нет перспектив, переубедить его практически невозможно. Проблема не возникает одномоментно, она накапливается постепенно, человек сигнализирует об этом в течение долгого времени, но на эти сигналы никто не обращает внимания. И когда сотрудник уже «созрел» на увольнение, обещания руководителя исправить ситуацию вполне обоснованно уже не воспринимаются.
Регулярные беседы на тему роста и развития побуждают любого человека чаще задумываться о своей карьере и помогают определить личные цели. Руководитель, если он заинтересован в конкретном сотруднике, должен понимать его интересы и цели. И реально способствовать профессиональному росту работника.
Создание предпосылок для профессионального роста
Пригласив сотрудника на беседу, предложите ему сначала совместно оценить его достижения. Объясните ему, что анализ прошлого очень важен для выбора направления развития. Обратите внимание собеседника на его безусловные плюсы, потому что люди склонны слишком часто думать о своих недостатках, а свои достоинства могут воспринимать как обыденность.
Затем спросите человека, кем он видит себя через два года, через пять и десять лет. Помогите ему определить свои карьерные цели и пути их достижения. Сочетая анализ прошлого с размышлениями о будущем, человек начинает лучше понимать себя. Проводя такие беседы, предлагайте сотрудникам сопоставить свои достижения в прошлом с тем, чего они хотят добиться в будущем. Так вы поможете им освоить новые навыки и расширить круг интересов, а это принесет пользу не только им, но и компании в целом.
Обучение и горизонтальная карьера
Карьеру чаще всего представляют как некое движение вверх – повышение зарплаты, переход на более высокую должность. Объективно это не всегда возможно, но руководителю под силу сделать так, чтобы сотрудники росли профессионально, находясь на своих текущих позициях. Для этого разбудите в них скрытые таланты, научите нестандартно мыслить, помогите выработать новые навыки, научите решать новые задачи.
Обязательно сначала обсуждайте с сотрудниками, какие навыки и способности они должны в себе развить, и лишь затем – как это сделать. Обучение может проводиться в дистанционном формате (онлайн-курсы, вебинары), в виде тренингов и в других формах. Позаботьтесь о том, чтобы в рабочем графике каждого сотрудника было предусмотрено время на обучение. После того как сотрудник пройдет курс обучения, обсудите с ним, что он усвоил и как лучше применить новые знания и навыки.
Внимательно следите за поворотными моментами в профессиональном развитии своих подчиненных – именно в эти моменты им может понадобиться ваша помощь, например в таких случаях, как появление новых должностных обязанностей, начало или окончание проекта, постановка новых целей или задач. Научитесь распознавать потребности сотрудников без лишних слов. Люди вознаградят такую заботу о себе продуктивной работой.